461060 Оренбургская область, Курманаевский район, с. Курманаевка, пл.Ленина, 1

Налоговая инспекция информирует

вторник, 26. декабря 2023 - 0:00

Встречайте Новый год без налоговых долгов

1 декабря 2023 года истек установленный законодательством срок уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов для налогоплательщиков - физических лиц, а также НДФЛ, в случае если налоговый агент не удержал его при выплате дохода физическому лицу.

Начиная со 2 декабря граждане, не уплатившие налоги, автоматически перешли в категорию должников. С этой даты неуплаченные налоги стали задолженностью, которая будет расти каждый день за счет начисления пеней.

Во избежание применения мер принудительного взыскания и их негативных последствий налоговые органы Оренбургской области рекомендуют в ближайшее время уплатить имущественные налоги. Это позволит встретить новый год в статусе добросовестного налогоплательщика.

Оплатить задолженность можно одним из нескольких способов:

с помощью онлайн-сервисов «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» или «Уплата налогов и пошлин»;

используя мобильное приложение «Налоги ФЛ» (доступно пользователям смартфонов, планшетных компьютеров, мобильных телефонов);

в банкоматах и банковских мобильных приложениях в разделе «поиск задолженности по ИНН»;

в Личном кабинете на сайте Госуслуг в разделе «Налоговая задолженность».

Оплатить налоги может как сам налогоплательщик, так и иное лицо.

Порядок взыскания задолженности с физических лиц

Под задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов понимается отрицательное сальдо ЕНС плательщика. Оно образуется, когда совокупная налоговая обязанность превышает общую сумму денежных средств, учитываемых в качестве единого налогового платежа.

Направление требования является первым этапом при осуществлении налоговыми органами мер взыскания. Документ извещает налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Требование об уплате задолженности может быть передано несколькими способами:

лично под расписку;

по почте заказным письмом;

в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» или Личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Срок исполнения требования составляет 8 рабочих дней с даты получения, если в нем не указан другой срок. Если требование не будет выполнено в установленный срок, налоговый орган вынесет решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах плательщика.

Размещается такое решение, а также поручение на списание задолженности с расчетного счета в Реестре решений о взыскании задолженности, что приравнивается к получению документов банком для их дальнейшего исполнения.

О порядке перехода на патентную систему налогообложения

Налоговые органы напоминают индивидуальным предпринимателям, что для перехода на патентную систему налогообложения необходимо подать заявление о получении патента не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты начала применения данного режима. Для перехода на патент с 1 января 2024 года заявление на его получение нужно подать не позднее 15 декабря этого года.

Патент выдается с любого числа месяца, указанного предпринимателем в заявлении, на любое количество дней, но не менее месяца и в пределах календарного года выдачи.

Если налогоплательщик направит заявление на получение патента через «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» или по телекоммуникационным каналам связи, то получит его в электронном виде. При этом получать документ в налоговом органе на бумаге не требуется. В то же время, если индивидуальный предприниматель обратится в налоговый орган для получения патента на бумажном носителе, то ему его выдадут.

C 1 января 2024 года исключается возможность применения платежных поручений в качестве уведомлений

Начиная с 01.01.2024, налоговые органы прекращают прием уведомлений на основании распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, направленных плательщиками в банк со статусом «02». Исключение составляют платежные распоряжения с датой платежного документа до 31.12.2023 включительно.

Платежи, оплаченные в 2024 году, будут учитываться как и прежде в составе единого налогового платежа налогоплательщика, а уведомления представляются только по форме, утверждённой приказом ФНС России не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты.

Формировать и отправлять Уведомление удобнее по телекоммуникационным каналам связи или через Личный кабинет налогоплательщика. В случае отправки из Личного кабинета индивидуального предпринимателя предусмотрена возможность использования неквалифицированной электронной подписи.

Памятка о порядке заполнения и предоставления Уведомления об исчисленных суммах размещена на специальной промостранице «Единый налоговый счет» сайта ФНС России.

Утвержден размер фиксированных страховых взносов на 2024 год

Утвержден размер страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в совокупном фиксированном размере на 2024 год.

Так, если за 2023 год фиксированный размер составлял 45 842 рублей, то за 2024 год он будет 49 500 рублей. Максимальный размер взносов также увеличен и составит 277 571 рублей.

Уплата фиксированных взносов не зависит от того, ведет ли индивидуальный предприниматель деятельность, какой доход он получает и есть ли у него работники.

Напоминаем, с 2023 года фиксированный взнос перечисляется единым платежом без разделения по видам страхования.

Получить свидетельство о постановке на учет и узнать свой ИНН можно онлайн

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - это персональный номер гражданина (в том числе иностранного гражданина, лица без гражданства) в налоговых органах РФ. Он нужен для учета сведений о налогооблагаемых доходах конкретного гражданина и уплачиваемых им налогов.

ИНН физического лица представляет собой 12-значный цифровой код, включающий в себя код налогового органа, присвоившего ИНН, порядковый номер записи о физическом лице в ЕГРН, контрольное число.

ИНН можно получить: лично (через представителя) в налоговом органе или в МФЦ при подаче заявления  по форме № 2-2-Учет; в электронной форме с использованием электронных сервисов на сайте ФНС России, а также Единого портала государственных услуг.

На сайте ФНС России функционирует сервис «Сведения об ИНН физического лица», посредством которого можно быстро узнать собственный ИНН и сформировать электронную выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Получить электронное свидетельство о постановке на учет физического лица с отражением ИНН, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, можно через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Для этого необходимо направить заявление о постановке физического лица на учет в налоговом органе. Далее в разделе «Профиль»/«Персональные данные» появится сформированное свидетельство ИНН, которое можно скачать неограниченное количество раз.

Электронное свидетельство имеет такую же юридическую силу, как и бумажная копия, подписанная должностным лицом налогового органа и заверенная печатью.

Изменились правила представления отчетов по зарубежным счетам резидентами

Дополнен состав сведений, которые резиденты-юридические лица и индивидуальные предприниматели должны указывать при совершении операций по своим зарубежным счетам в рамках обязательств по внешнеторговым договорам.

Так, в их состав теперь входят уникальные номера контрактов, присвоенные уполномоченными банками, общая сумма всех денежных средств, зачисленных и (или) списанных за отчетный квартал в рамках такого договора, а также форма их зачисления - наличная или безналичная.

Кроме того, при отражении операций и остатков средств на зарубежных счетах суммы следует указывать в единицах соответствующих валют. Данная корректировка распространяется не только на компании и предпринимателей, но и на физических лиц.

Указанные правила вступили в силу с 21.11.2023 и применяются при сдаче отчетности по зарубежным счетам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 4 квартал 2023 года, то есть до 31 января 2024 года, а для физических лиц – за 2023 год, то есть до 1 июня 2024 года.

В личных кабинетах ЮЛ и ИП появился раздел с доверенностями

Раздел «Доверенности» появился в сервисах «Личный кабинет налогоплательщика ЮЛ» и «Личный кабинет налогоплательщика ИП».

В этом разделе будут размещены доверенности для взаимодействия с налоговыми органами, где пользователь является доверителем либо доверенным лицом, с разделением на соответствующие вкладки «Доверитель» и «Представитель» с удобной фильтрацией. Визуализируется карточка доверенности с детализацией данных и актуальным статусом по ней.

В перечне будут визуализироваться бумажные доверенности, поданные непосредственно в налоговом органе или направленные по почте, и электронные, созданные по утвержденному Федеральной налоговой службой формату и поданные через оператора ЭДО. Также в разделе будут размещены машиночитаемые доверенности, поданные через ЦПРР.

При необходимости пользователь личного кабинета может отозвать свою электронную доверенность. Для отмены бумажных доверенностей необходимо обращаться лично в налоговый орган.

Применение обязательного реквизита в кассовом чеке

Налоговые органы напоминают, что тэг 2108 является обязательным в предмете расчета кассового чека.

С 1 февраля 2021 года данный реквизит (тег 2108) должен быть в составе кассового чека у всех пользователей ККТ, применяющими формат фискальных данных версии 1.2, в отношении всех видов товаров:

не подлежащих обязательной маркировке;

штучных товаров, подлежащих обязательной маркировке;

дробных товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Эта норма утверждена приказом ФНС России.

Тег – это атрибут, указывающий содержание специфической части заголовка фискального документа (ФД) или реквизита ФД в электронной форме, позволяющий идентифицировать ФД или реквизит ФД в электронной форме по значению этого атрибута.

Реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108) должен принимать значения, указанные в таблице 114 приложения № 2 к приказу № ЕД-7-20/662@.

Чеки, в которых отсутствует реквизит «Мера количества предмета расчета» будут определяться как «чеки с ошибками».

Для исправления ошибок рекомендуется выполнить обновление программного обеспечения (прошивки) кассы. Это можно сделать через производителей контрольно-кассовой техники либо самостоятельно. Кроме того, если в личном кабинете у оператора фискальных данных содержится информация о том, что чеки не приняты Федеральной налоговой службой, по таким чекам необходимо сформировать чеки коррекции.

Уведомление собственника и руководителя бизнеса о регистрации

ФНС России реализована передача в «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» информации о статусе документов, поступивших при государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Информация о статусе обработки документов (уведомление) направляется в личные кабинеты ФЛ/ИП:

о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств и внесение изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на основании документов, поступивших от заявителей - физическим лицам (собственникам и  руководителям ЮЛ)

о принятом решении о предстоящем исключении ЮЛ/ИП из ЕГРЮЛ/ЕГРИП - физическим лицам (собственникам и  руководителям ЮЛ) и индивидуальному предпринимателю.

Получить электронную подпись можно бесплатно в Удостоверяющем центре ФНС России

С начала 2022 года выдача бесплатной квалифицированной электронной подписи для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, необходимой для участия в электронном документообороте, осуществляется только в Удостоверяющем центре ФНС России и у его доверенных лиц.

Получить электронную подпись в Удостоверяющем центре ФНС России могут руководители филиалов/представительств иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, руководители юридических лиц, за исключением финансовых и бюджетных организаций. Выдача электронной подписи осуществляется в экстерриториальном порядке – получить ее можно в любой точке выдачи, адреса которых указаны на официальном сайте ФНС России.

Подать заявление на выдачу электронной подписи можно при личном обращении или в случае планового перевыпуска направить с помощью электронных сервисов ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика».

Обращаем внимание на ограничения, которые действуют при дистанционном продлении электронной подписи:

новый перевыпущенный (продленный) сертификат можно записать только на тот носитель, на который был записан сертификат УЦ ФНС России изначально. При дистанционном продлении нет возможности записать сертификат на другой носитель;

для перевыпуска (продления) сертификата УЦ ФНС России необходимо войти в «Личный кабинет налогоплательщика» именно по сертификату, ранее полученному в УЦ ФНС России (или у доверенного лица УЦ ФНС России);

если с момента получения сертификата произошли изменения данных (изменились паспортные данные, фамилия, и пр.), то дистанционное продление может быть недоступно. На первом шаге оформления заявления необходимо внимательно проверить данные и при обнаружении неточностей необходимо обратиться в налоговый орган для внесения изменений.

С использованием электронной подписи можно не только сдавать налоговую отчетность, но и отправлять документы в государственные органы в электронном виде, принимать госзаказы, работать с Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС), оформлять сделки и многое другое. Это значительно упрощает взаимодействие бизнеса с партнерами и контролирующими органами.

Отследить процесс рассмотрения жалоб поможет специальный сервис

В целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков на сайте ФНС России функционирует сервис «Узнать о жалобе».

Сервис позволяет организациям и физическим лицам оперативно в режиме онлайн получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших не только в центральный аппарат Федеральной налоговой службы, но и в управления ФНС России по субъектам РФ, с помощью сервиса можно также получить информацию о том, в какой государственный орган перенаправлено обращение и реквизиты письма.

Чтобы найти необходимую информацию в базе сервиса «Узнать о жалобе» пользователю достаточно указать свой статус (физическое или юридическое лицо) и заполнить одно из полей: «Наименование организации» («Фамилия», «Имя» для физического лица), «ИНН» или «Входящий номер жалобы».

Информация по каждому обращению обновляется ежедневно и хранится в течение года.

Заявитель также может подписаться на обновления статуса жалобы в сервисе «Узнать о жалобе», указав адрес своей электронной почты. На него будут поступать уведомления об изменении статуса жалобы со ссылкой для перехода на сервис для более подробного ознакомления.

Такие уведомления будут направляться заявителю при продлении срока рассмотрения обращения и принятии (направлении) решения (ответа) по нему. Оповещение будет направлено и при перенаправлении жалобы в другой орган, в чью компетенцию входит ее рассмотрение.